МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЭВРИКА»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности воспитанников группы № 11

общеразвивающей направленности

(экологическое воспитание)

Составила: воспитатель

Нехорошева Ирина Юрьевна

Тамбов

2018 г.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание:

Задачи в области «познание»:

— дать детям представление о том, какое значение имеют воздух, вода для жизни человека и растений,

— формировать представление о взаимодействии живой и неживой природы,

— развивать у детей поисково — познавательную деятельность.

Задачи в области «здоровье»:

— развивать у детей дыхательную систему,

— воспитывать у детей стремление заботиться о своем здоровье,

— научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.

Задачи в области «коммуникация»:

— совершенствовать у детей умение слышать и слушать педагога и своего товарища,

— развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, делать выводы.

Задачи в области «социализация»:

— формировать дружеские взаимоотношения между детьми,

— развивать умение сообща трудиться,

— воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать ее.

Интеграция областей:

— познание,

— здоровье,

— коммуникация,

— социализация.

Оборудование: Воздушные шары, стаканы с не очищенной водой, фильтры, прозрачные стаканы с водой, трубочки на 12 чел.; акварель (4 шт.), ½ альбомного листа на 12 человек. Проектор, ноутбук.                                                                                     

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель. «Ребята, сегодня мы с вами ненадолго станем настоящими исследователями. Объектами нашего исследования будут воздух и вода – это то, без чего невозможна жизнь человека, животных, растений.

А сейчас я вам расскажу одну историю.

  1. Основная часть.

Воспитатель рассказывает сказку: «Жил-был Человек. Самый обыкновенный, каких на свете много. Жил он на лесной опушке, свежим воздухом дышал, рыбу ловил, за ключевой водой на родник ходил, природой любовался (на экране появляется дом, сад вокруг дома, за забором лес, дорожка к роднику, летают птицы, бабочки, прыгает белка и т. д.)

Вот однажды ловил Человек рыбу в речке. (На экране: выходит человек из дома, идет на речку, забрасывает удочку). Долго сидел, не клевало, и вдруг поплавок дернулся. Вытянул и глазам своим не верит: рыбка-то перед ним не простая, а золотая. Спрашивает ее«Ты кто?». «Я рыбка золотая, ты сказку в детстве читал? Между прочим, я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить, что хвостом вильнуть. Отпусти меня, все желания исполню». Задумался Человек«Отпустишь рыбку, без ужина останешься, а съешь, всю жизнь жалеть будешь». «Ладно, говорит, отпущу я тебя, а желание у меня такое: надоело мне в деревянной избушке жить. Хочу дом каменный, с электричеством, чтобы дома вода из крана текла, а то надоело на родник ходить». Ничего не ответила рыбка, выскользнула из рук, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом белокаменный. Деревьев вокруг, правда, стало поменьше, зато столбы с проводами появились. Дом большой, красивый, вода из крана течет. Обрадовался Человек «Вот это жизнь!» Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу реже гулять стал. А потом и вовсе решил: зачем я пешком ходить буду, если у Рыбки машину попросить можно?»

Сказано, сделано. Выполнила золотая рыбка его желание. Появилась у него машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а цветочные полянки, в места стоянки. Доволен Человек, гуляет, запах бензина вдыхает. Птиц и зверей, правда, поменьше, стало. (На экране последовательно все картинки исчезают). Но человек на это даже внимания не обратил. «Зачем мне этот лес? Попрошу я у рыбки завод. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Человек к рыбке: хочу, мол, промышленное производство развернуть. Вздохнула рыбка печально и спрашивает«Тебе какой завод?» «Да мне любой, лишь бы прибыль побольше приносил»«Будет тебе завод», вильнула рыбка хвостом. «Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил человек на эти слова внимание, а зря…

Возвратился он домой, видит: стоит возле его дома огромный завод, труб видимо-невидимо. Одни клубы дыма выпускают, другие грязные потоки в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, думает Человек, привыкну, главное, разбогатеть быстрее». Друзей много у человека стало, приезжают к нему по делам, да и так просто отдохнуть в его доме прекрасном. К речке любят сходить рыбкой побаловаться. Забросят сети, наловят много- много рыбы, всем друзьям знакомым еще увезут. Отдохнут хорошо, в реке покупаются, а потом и машины свои намоют в этой воде. Хорошо живется!

Завод работает, прибыль приносит, Человек разбогател, как хотел.

Но вот однажды проснулся утром Человек, да что-то закашлялся, подбежал к крану водички попить. Глядит, вода-то из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес. Бежит, кашляет, вокруг дым от завода, дышать очень тяжело стало. И бежать стало трудно, мусора от завода видимо-невидимо накопилось. Еле отыскал свой родничок. Смотрит, а вода в нем мутная, с запахом не приятным. «Как же так думает Человек? Куда же водичка прозрачная делась?» Огляделся, вокруг дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видно. «Что же я наделал? — думает Человек. Как жить теперь буду? Побежал к речке рыбку искать. Звал-звал рыбку, не видать рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега что-то блеснуло. Кинулся Человек, а это и впрямь рыбка.

Взмолился Человек к рыбке: «Не нужно мне никакого богатства, верни мне мой зеленый лес и роднички чистые. Сделай, прошу, все, как было, больше ни о чем просить не буду». Молчит рыбка, не отвечает. Приглянулся Человек, а рыбке – то плохо стал, кверху брюшком плавает. Наверное она заболела.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам помочь рыбке выздороветь. Вы согласны? Ответ детей.

Вопросы к детям:

— А есть ли вообще рыба в этой реке?

— А почему она заболела?

— Почему вода стала такой?

— Что в этой сказке волшебного, а что бывает в нашей жизни?

— Правильно ли Человек поступал?

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. И мы с вами сейчас превратимся в настоящих лаборантов. Но прежде чем пройти в лабораторию, нам нужно получить заряд энергии и глоток свежего воздуха. (Дети становятся в круг).

Физкультминутки про воздух

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А чтобы превратится в настоящих лаборантов, нам необходимо надеть специальную форму (дети надевают специальную одежду). И сейчас я вас приглашаю пройти к нашим мини-лабораториям.

 Воспитатель: В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:                                 

1. соблюдать тишину,                                                                                

2. не перебивать друг друга,                                                                        

3. не мешать друг другу при проведении опытов;                                                

4. работать тихо, аккуратно, внимательно наблюдать за происходящим.    

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: А чтобы приступить к опытам, отгадайте загадку. Внимательно послушайте:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сейчас мы с вами поговорим о воздухе. Скажите, а зачем нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать!

Воспитатель: А кто еще дышит воздухом?

Дети: Животные, растения, живая природа!

Воспитатель: Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям. Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.

Воспитатель. Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите его. (Варианты ответов детей: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим).

ВоспитательА можно нам увидеть эту «невидимку»? Может быть, с ним кто-то уже встречался?

(Предполагаемые варианты ответов детей: пузыри на поверхности воды, мыльные пузыри)

ВоспитательКак же можно обнаружить воздух?

(Дети выдвигают гипотезы)

Задание 1: создать поток воздуха у лица.

Опыт 1. Взять лист бумаги или веер и помахать им около лица.

ВоспитательЧто ощущаете?

ДетиЛегкий ветерок, прохладу.

Воспитатель. Воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем).

Задание 2: увидеть воздух, который мы выдыхаем.

Опыт 2.  А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

ВоспитательПузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

ВыводКогда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды.

Опыт 3. На столе есть воздушные шарики, давайте их немного надуем. Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться?

Потом растянем края и потихоньку начнем выпускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух(Нам помогли воздушные шары)

Ребята, а как вы думаете, сейчас мы с вами дышим чистым воздухом?

(ответы детей). Можем ли мы дышать грязным воздухом? (варианты ответов)

Сейчас есть специальные люди — экологи, которые следят за чистотой воздуха и заставляют ставить очистительные сооружения на заводах.

Воспитатель: Молодцы, вы как самые настоящие ученые столько много узнали о воздухе, а сейчас прошу вас пройти в следующую лабораторию по очистке воды.

Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют. Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ситечко, ватные диски, бумажные салфетки, марлю, ткань. У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр.

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг — он нам помог,

И никто здесь не промок.

-Что вы сейчас делаете? (Пропускаем воду через ситечко).

-С какой целью это делаете? (Очистка от крупных предметов)

-Что предполагаете получить? (Останутся крупные предметы).

-Какой вывод можно сделать? (Ситом можно убрать только крупные предметы).

Аналогично: с тканью, ватным диском, салфеткой.

Итак, какие можно сделать выводы:

Воду можно очистить с помощью фильтров, на которых остается грязь. Такую воду где можно использовать? (Мыть руки, стирать, для влажной уборки). А пить её можно? (Нельзя, в ней остаются микробы, ее надо вскипятить).

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы очистили воду.

Посмотрите, что произошло с нашей золотой рыбкой. Она выздоровела, вода в реке очистилась. Вы настоящие ученые!

Ребята, а вы знаете, что воздухом и водой можно ещё и рисовать? (Ответы детей.) Такая техника рисования называется кляксографией. Хотите попробовать? Давайте пройдем за столы, где нас ждут краски, трубочки и воздух. Я покажу, вам, как рисовать: надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. А теперь вы. (Дети пробуют рисовать).

  1. Заключительная часть.                                                                               

  Итак, мы сегодня провели множество опытов и помогли рыбке вернуться в свою родную и чистую речку.

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята, мне с вами было очень интересно! А вам?

Конспект

Ролик