Информация о пользе гимнастики Стрельниковой подготовлена музыкальным руководителем Черновой Еленой Михайловной.

Уникальный оздоровительный метод — дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста — это эффективная техника избавления от различных недугов. ее главный принцип — совершать вдохи, будучи в движении. Это верный шаг малышей к профилактике заболеваний нервной и дыхательной системы, а также важный процесс в формировании правильной артикуляции.

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

формируются навыки управления телом и эмоциями;

улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;

уменьшается частотность простудных заболеваний;

снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;

лечится заикание, сутулость, остеохондроз;

закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

Видеофрагменты гимнастики:

 

Основные правила

Эта гимнастика заключается в лечебном соединении коротких вдохов, выдохов и движений.

Механизм действия тренировок основан на вдохах с различной интенсивностью и частотой.

Важно активно задействовать свою диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:

Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими — бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным. Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.

Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы между подходами должны быть значительно дольше.

Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики, дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до 8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.

Секрет — в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох должен получаться произвольным, а вдох — контролируемым. Предложите малышам подышать по данной методике во время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох, грудная клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.

Александра Николаевна была убеждена, что ее авторская подборка упражнений — это верный путь к здоровому сну. Их необходимо выполнять как утром, в течение дня, так и за час перед сном.

Упражнения гимнастики для начинающих

«Ладошки»

В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрели в пол. Ладошки нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом, как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с медленным разжиманием ладоней.

Для предотвращения сбоев в ритме дыхания выполнять упражнение необходимо под счет. Серия будет состоять из 16 подходов с паузами до 5 секунд.

«Накачка» или «Насос»

Исходное положение — ноги на ширине плеч. Ребенок должен немного сутулиться, а его руки свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет, резиновый мячик или бумажку.

При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48 «накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10-секундные паузы.

«Погончики»

Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу. На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плеч во время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и выдохов с 5-секундными паузами.

«Объятия»

В положение стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох, необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное положение.

Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать через нос и столько же через рот. Эффективной такая тренировка станет для всех, кого мучает бронхит, астма.

«Кошечка»

Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки.

!!! Если вы освоили маленький комплекс, значит можно переходить к основному

Все упражнения делаем на резком, глубоком вдохе.

Упражнение «Ладошки». Поднимаем руки и разводим их в стороны. Ладони открыты. На резком вдохе сжимаем ладони.

Упражнение «Погончики». Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. На вдохе с силой выпрямляем руки вперед и вниз, разжимая пальцы.

Упражнение «Насос». На вдохе делаем легкие наклоны вперед. Руки имитируют движения человека совершаемые при работе с ручным насосом.

Упражнение «Кошка». Руки сжаты в кулаки на уровне пояса. Поворачиваемся из стороны в сторону, делая руками хватательные движения.

Упражнение «Обними плечи». Руки подняты на уровне груди и согнуты в локтях. На вдохе правую руку резко заводим в лево а левую руку в право.

Упражнение «Большой маятник». По очереди выполняем упражнения «Насос» и «Обними плечи».

Упражнение «Повороты». На резком вдохе поворот головы в сторону.

Упражнение «Китайский болванчик». На резком вдохе наклон головы в сторону.

Упражнение «Маленький маятник». На резком вдохе поднимаем и опускаем голову.

Упражнение «Перекаты». Одна нога располагается впереди, а другая сзади. Переносим вес тела на переднюю ногу и немного приседаем. Делаем резких вдох. Переносим вес тела на ногу которая расположена сзади и немного приседаем не ней. Приседание на второй ноге так же сопровождается резким вдохом. Меняем ноги.

Упражнение «Шаги». Поднимаем согнутую в колене ногу. На второй ноге слегка приседаем. Делаем резкий вдох. Меняем ноги.

В лечебных целях, комплекс лучше выполнять дважды в день, утром и вечером. В профилактических – один раз, можно взамен обычной утренней разминки или как дополнение к ней. Главное – заниматься регулярно, чтобы накопленного эффекта стало достаточно для оздоровления организма.

Гимнастику необходимо выполнять дважды в день – по утрам и вечерам, до еды или через несколько часов после.

Рекомендуется заменять стандартную гимнастику по утрам, на дыхательные упражнения. Или делать их вечерами, что позволит снять усталость и расслабить организм.

Замечательно выполнять эти упражнения совместно с детьми.

Помимо оздоровительного свойства, дыхательные упражнения Стрельниковой позволяют:

v Повысить общий тонус организма

v Улучшить самочувствие

v Взбодрить организм

v Повысить мозговую активность

К положительным эффектам гимнастики можно также отнести улучшение:

v Осанки

v Походки

v Зрения

v Общий тонизирующий эффект

Даже йоги с мировым именем признают действенность этих упражнений, что делает изобретение Стрельниковой значимым во всем мире.

Практика гимнастики Стрельниковой показывает, что дети также смогут избавиться от панического состояния, чувства необъяснимого страха. Один час в день такой тренировки с малышами — гарантия их отличного настроения и правильного физического, а также психоэмоционального развития.

Стрельникова Александра Николаевна является автором известной гимнастики, которая помогла не только ей, но и многим людям обрести здоровье. Она была оперной певицей и использовала дыхательные упражнений из будущей гимнастики потому, что потеряла голос. Певица была вынуждена изобрести средство, чтобы вернуть разговорный и певческий голос. Позже Стрельникова А.Н. стала педагогом-вокалистом и, имея нездоровое сердце, помогала себе в приступах удушья самостоятельно разработанной системой дыхания.

В чем польза этой системы?

Гимнастика Стрельниковой имеет колоссальное влияние на здоровье человека:

— помогает при заикании, астме, близорукости;

— улучшит настроение, работу головного мозга, память;

— эффективно борется с сутулостью, сколиозом, проблемами мочеполовой системы детей;

— влияет на лечение неврозов, гипертонии, вегетососудистой дистонии;

— производит массаж внутренних органов и тренировку всех частей тела.

Занятия этой гимнастикой повышают умственную трудоспособность, способствуют лучшему усвоению нового материала в школе и детском саду, предупреждают появление таких проблем, как неврозы, синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также помогают бороться с утомлением и стрессом. Полезны такие занятия и детям, и взрослым.

Будьте здоровы!!!